Наконец-то удалось побывать на Плещеевом озере в будний день.
Многолюдных десантов из организованных экскурсантов на мое счастье не было, и мне удалось прочувствованно, в полном одиночестве пообщаться с местными артефактами. В этот раз пытался проникнуться флюидами мифологического Синего Камня и Места, где он обитает.

В России есть два самых известных камня. Первый - Гром-камень, на котором скульптор Фальконе поставил своей памятник Петру I в Петербурге - знаменит официально, стал частью императорской истории России. Второй, Синь-камень в Переславле-Залесском, окружен таким количеством невероятных мифов, легенд и преданий, что большинство современных ученых просто не знают, с какого конца распутывать клубок его загадок.

Сходятся в одном. Валун служил капищем фино-угорских и славянских племен, живших в этих местах до IX века.
Считается,что когда-то огромный валун Синий камень стоял на холме Ярилина Плешь (про нее был отдельный рассказ).

Сейчас он лежит в полукилометре от нее и в пятидесяти метрах от берега Плещеева озера. Никто доподлинно не знает всех путей этого таинственного валуна, прибывшего из Скандинавии с ледником несколько десятков тысяч лет назад.

Известно только, что народ его почитал, а священники не любили. В начале 17-го века дьякон Онуфрий по наущению великого подвижника Иринарха Ростовского выкопал яму, столкнул в нее камень, засыпал. Во славу божью! В ответ Синий камень наслал на святотатца жестокую лихорадку («студению трясобошную»
и вскоре вышел из-под земли.
После этого его долго боялись трогать. Лишь в 1788 году борьба со злым духом вступила в новую стадию. Решено было положить камень в основание колокольни на берегу реки Трубеж. Скатили двенадцатитонную глыбу к берегу, взгромоздили на сани и повезли по замерзшему озеру. Лед не выдержал, камень ушел под воду. Туда и дорога, – решили православные. Но не прошло и шестидесяти лет, как Синь-камень вновь выполз на берег. Чудо? Да нет, природный уникум (объясняли просвещенные попы 19-го века). Просто ледяные торосы как-то вытолкнули валун на сушу. Да и озеро обмелело. А с чего это оно обмелело?
Почему Переславский камень называется Синим, хотя он на деле скорей черно-серо-песочный, лишь иногда с синеватым оттенком? Фокус в том, что «синий камень» – это понятие (как и «ярилина плешь»
, относящееся к целому классу сакральных предметов. Синь-горюч-камень встречается в бесчисленных заговорах (в частности – и присушках на любовь), в которых синева отнюдь не окрас, но указание на принадлежность к миру нави. Синяк – это мертвец, синец – черт. Синее море (оно же – черное) путь в преисподнюю. Это только по нынешним представлениям синий цвет – темно-лазоревый. А для наших предков синий цвет – это иссиня-черный. Именно таков цвет Синь-камня, лежащего на берегу огромного синего озера, на переходе между мирами – миром мертвых и миром живых, Инь и Ян, нави и яви. Навь – это темные воды Плещеева (Клещина) озера, явь – холмы над ним, в первую очередь – Ярилина плешь.

В этом сочетании горки, озера, камня – целая теология. Что мы видим конкретно? Лысый холм и к северо-западу от него – площадка для купальских игр. На северо-западе солнце заходит как раз в дни летних солнцестояний. С Ярилиной плеши хорошо наблюдать этот заход, петропаловскую игру солнца, а заодно и сексуальные игры молодежи у Синего камня на грани яви и нави. Камень как раз и является этой границей. Он как бы порог, дверь в иной мир, алтарь, алатырь (камень). Там, на горе, мир света, солнца, Ярилы. А здесь, внизу, мир тьмы, черных вод, Коркодела (Великого Змея), который глотает Красное Солнце.

Конечно, современные формы почитания синего камня отличаются от древних. Сегодня принято прийти, постоять, оставить денежку, привязать к кусту тряпочку, сняться на память, загадать желание. Этого вполне достаточно для поддержания энергетического поля мифа, создаваемого Местом Силы. Народ тянет на горку и в буерак, причаститься мечт, творимых Синь-камнем.

в тексте использовались материалы сайта www.peremeny.ru
Многолюдных десантов из организованных экскурсантов на мое счастье не было, и мне удалось прочувствованно, в полном одиночестве пообщаться с местными артефактами. В этот раз пытался проникнуться флюидами мифологического Синего Камня и Места, где он обитает.
В России есть два самых известных камня. Первый - Гром-камень, на котором скульптор Фальконе поставил своей памятник Петру I в Петербурге - знаменит официально, стал частью императорской истории России. Второй, Синь-камень в Переславле-Залесском, окружен таким количеством невероятных мифов, легенд и преданий, что большинство современных ученых просто не знают, с какого конца распутывать клубок его загадок.
Сходятся в одном. Валун служил капищем фино-угорских и славянских племен, живших в этих местах до IX века.
Считается,что когда-то огромный валун Синий камень стоял на холме Ярилина Плешь (про нее был отдельный рассказ).
Сейчас он лежит в полукилометре от нее и в пятидесяти метрах от берега Плещеева озера. Никто доподлинно не знает всех путей этого таинственного валуна, прибывшего из Скандинавии с ледником несколько десятков тысяч лет назад.
Известно только, что народ его почитал, а священники не любили. В начале 17-го века дьякон Онуфрий по наущению великого подвижника Иринарха Ростовского выкопал яму, столкнул в нее камень, засыпал. Во славу божью! В ответ Синий камень наслал на святотатца жестокую лихорадку («студению трясобошную»

После этого его долго боялись трогать. Лишь в 1788 году борьба со злым духом вступила в новую стадию. Решено было положить камень в основание колокольни на берегу реки Трубеж. Скатили двенадцатитонную глыбу к берегу, взгромоздили на сани и повезли по замерзшему озеру. Лед не выдержал, камень ушел под воду. Туда и дорога, – решили православные. Но не прошло и шестидесяти лет, как Синь-камень вновь выполз на берег. Чудо? Да нет, природный уникум (объясняли просвещенные попы 19-го века). Просто ледяные торосы как-то вытолкнули валун на сушу. Да и озеро обмелело. А с чего это оно обмелело?
Почему Переславский камень называется Синим, хотя он на деле скорей черно-серо-песочный, лишь иногда с синеватым оттенком? Фокус в том, что «синий камень» – это понятие (как и «ярилина плешь»

В этом сочетании горки, озера, камня – целая теология. Что мы видим конкретно? Лысый холм и к северо-западу от него – площадка для купальских игр. На северо-западе солнце заходит как раз в дни летних солнцестояний. С Ярилиной плеши хорошо наблюдать этот заход, петропаловскую игру солнца, а заодно и сексуальные игры молодежи у Синего камня на грани яви и нави. Камень как раз и является этой границей. Он как бы порог, дверь в иной мир, алтарь, алатырь (камень). Там, на горе, мир света, солнца, Ярилы. А здесь, внизу, мир тьмы, черных вод, Коркодела (Великого Змея), который глотает Красное Солнце.
Конечно, современные формы почитания синего камня отличаются от древних. Сегодня принято прийти, постоять, оставить денежку, привязать к кусту тряпочку, сняться на память, загадать желание. Этого вполне достаточно для поддержания энергетического поля мифа, создаваемого Местом Силы. Народ тянет на горку и в буерак, причаститься мечт, творимых Синь-камнем.
в тексте использовались материалы сайта www.peremeny.ru